Презентация основные способы приготовления пищи. Тепловая кулинарная обработка овощей (презентация к уроку)

Слайд 1

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский техникум технологии и сервиса» МДК 03 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СУПОВ И СОУСОВ» по профессии: 19.01.17 «Повар, кондитер» ТЕМА: «Способы тепловой кулинарной обработки сырья» мастер по Касатова А.Р. г Армавир

Слайд 2

План урока: Организационный момент (1 мин). Целеполагание и мотивация (2 мин). Цель урока: изучить способы тепловой обработки сырья. Изучение нового материала: (38 мин). Введение в тему: «Способы тепловой кулинарной обработки сырья» (3 мин). 2. Составление опорного конспекта «Основные, вспомогательные и комбинированные способы тепловой обработки сырья » (5 мин). 3. Работа с Электронным учебным модулем. 1) Вводная информация. Что озночаеть тепловая обработка сырья. (7 мин). 2) Основной способ тепловой обработки сырья. (4 мин). 3)Вспомогательные способы тепловой обработки сырья. (4 мин). 4) Комбинированные способы тепловой обработки сырья (7 мин). 3. Закрепление новых знаний: выполнение проверочных заданий «Проверь себя 1», «Проверь себя 2» (8 мин). Рефлексия. Подведение итогов урока и выставление оценок (3 мин). Домашнее задание: (1 мин)

Слайд 3

Основные способы
При варке жидкость нагревают до кипения, после чего нагрев ослабляют и дальнейшую тепловую обработку продукта производят при слабом кипении (температура около 95-98°С), сохраняя этот режим в течение всего времени, требуемого для доведения продукта до готовности.
Варка на водяной бане. Технологический процесс приготовления некоторых блюд должен осуществляться при температуре, не превышающей 60-90° С, с сохранением ее на весь период кулинарной обработки. Для этой цели применяют водяную баню

Слайд 4

Основные способы Варка при пониженном (в вакуум аппаратах) или повышенном давлении (в автоклавах).
в вакуум аппаратах
в автоклавах

Слайд 5

Основные способы
варка продуктов острым паром. Осуществляют его в специальных пароварочных шкафах различных конструкций варка продуктов острым паром. Осуществляют его в специальных пароварочных шкафах различных конструкций
Припускание - разновидность варки продуктов в малом количестве жидкости

Слайд 6

Основные способы
Варка в СВЧ аппаратах посредством тепловой энергии, возникающей внутри продукта.
Жаркой называют нагревание продукта с жиром (или без него) до образования на поверхности поджаристой корочки.

Слайд 7

Жаренья
Различают следующие приемы жаренья: -на жарочной поверхности с небольшим количеством жира; -на открытой жарочной поверхности без жира; -в закрытой камере жарочного шкафа в неглубокой посуде с небольшим количеством нагретого жира; -путем погружения в жир (во фритюре) - на открытой поверхности с большим количеством нагретого жира, помещенного в жарочную ванну; -жаренье на открытой жарочной поверхности; -жаренье в тонком слое жира; -жаренье в камере жарочного шкафа (радиационно-конвекционный способ) ; -жаренье в поле ИК-излучений.

Слайд 8

Вспомогательные способы
Пассерованием называется процесс нагревания продукта (с жиром или без него) перед его тепловой обработкой.
Опаливание осуществляют с помощью газовых горелок для сжигания шерсти, волосков, перьев с поверхности обрабатываемых продуктов. Ошпаривание Используют для облегчения механической обработки продуктов или предупреждения потемнения, или для удаления привкуса горечи.

Слайд 9

КОМБИНИРОВАННЫЕ СПОСОБЫ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ
Запекание Перед запеканием продукты варят, припускают или жарят до полной готовности или полуготовности. Некоторые виды продуктов (рыба, баранина) для приготовления определенных блюд запекают сырыми. Тушение При тушении почти всех видов продуктов используют два приема тепловой обработки: предварительное обжаривание до образования корочки и последующую варку припусканием с добавлением пряностей и приправ.

«Кулинария и здоровье» - Картофель. При каких заболеваниях используют кору дуба. Организация обслуживания. Цицерон. Счастливый случай. Музыкальный экспромт. Пирамида. Азбука кулинарии и здоровья. Аптека на грядке. Бульон. Сэндвич. Фритюр. Приготовьте как можно больше бутербродов. Питание и болезни. Национальные блюда. Кулинария.

«Кулинарный поединок» - Цель мероприятия. Команды представляют свои бутерброды на подносах. За чаепитием и беседа приятнее. 2-й воспитатель: Ну, что же, решено! Чтобы не мешать друг другу, поставим ширму между командами. Мы рады видеть Вас. 2-й воспитатель: Да, гостей много. Итак, за дело! Чтоб все было правильно, Соблюдайте правила!!!

«Документы для кулинарии» - Технологическая карта. Журнал по оценке качества готовых блюд. Шкала органолептической оценки блюд. Рецептуры. Нормативно-технологическая документация по кулинарии. Рецептура блюда. Сборник рецептур блюд. Бракеражный журнал. Технико-технологическая карта. Вопросы для самопроверки.

«Тест по кулинарии» - Темы раздела «Кулинария». Яйца в «мешочек». Какой овощ заготавливают квашением. Канапе. Способы заготовки. Сервировка стола. Яичница-глазунья. Стол к завтраку. Хранение плодов и ягод. Кулинария. Бутерброды. Корнеплоды. Тартинка. Способы складывания салфеток. Блюда из овощей. Праздничный стол. Заготовка продуктов.

«Кулинарные понятия» - Технология ресторанной продукции. Вес брутто. Термины, применяемые исключительно в отдельных национальных кухнях. Рецептуры. Тепловая обработка продуктов. Словарь специальных кулинарных понятий. Основные понятия. Жарение. Термины фундаментальных кулинарных понятий. Пассерование. Виды терминов. Кулинарное изделие.

«Приготовления пищи» - Технология приготовления щей. Рабочее место. Инструкционная карта. Лист с заданием. Разработка модульной программы. Дополнительный материал. Суп из свежих плодов. Суп-пюре из моркови. Мясной прозрачный бульон. Суп картофельный. Технология приготовления первых блюд. Критерии оценки деятельности по результату.

Всего в теме 11 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тепловая обработка продуктов. Варка.

Для тепловой обработки продуктов необходимо иметь: - несколько кастрюль различной емкости (вместимости) – от 1 до 5 литров - сковороды различного размера - посуду с толстым дном и стенками (утятница) - несколько противней и форм

1. Основной способ варки. Продукт варят в большом количестве жидкости при температуре 100 градусов. Если закрыть кастрюлю крышкой, температура повышается до 101 – 102 градусов. При герметически закрытой крышке температура 108 -110 градусов

При основном способе варки в жидкость переходит максимальное количество питательных веществ Применяется для приготовления бульонов и супов

2. Варка на пару Сохраняется максимальное количество питательных веществ Широко применяется в лечебном питании

3. Припускание Продукт варят в небольшом количестве жидкости (продукт закрыт жидкостью на 1 / 3 своей высоты) Припускают продукты и в собственном соку Припускают в сотейниках под закрытой крышкой

4. Варка на водяной бане Продукт кладут в посуду, которую помещают в емкость с кипящей водой Температура продукта составляет 40 – 70 градусов Применяют для приготовления пудингов, омлетов, соусов

Это нужно знать За первые 15 минут варки уходит 30% витамина С. При температуре кипения 100 градусов разрушаются витамины группы В. Витамины разрушаются не за счет высокой температуры, а за счет кислорода, который растворен в воде. Прокипяченная вода кислорода не содержит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда вводного инструктажа для учащихся при работе в учебных мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов.

1.Общие требования безопасности.1.1. К занятиям в мастерских допускают учащиеся, не имеющие противопоказаний посостоянию здоровью и прошедшие инструктаж по технике безопасности.1.2. Учащие...

Состав и способы кулинарной обработки продуктов питания

На занятии обучающиеся актуализируют знания о составе продуктов питания и роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, узнают о том, что такое калорийность и энегретическая ц...

Реферат

на тему: «Изменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. Особенности питания детей, подростков и студентов»

1 Изменение пищевой ценности продуктов животного и растительного происхождения в процессе тепловой обработки

Продукты животного и растительного происхождения подвергают различным способам тепловой обработки, что способствует их размягчению и лучшему усвоению организмом человека. Кроме того, продукты приобретают приятные запах, вкус, аромат, что вызывает сильное выделение слюны и желудочного сока и повышает усвояемость пищи. Тепловая обработка способствует обеззараживанию пищи, так как при высокой температуре уничтожаются обсеменяющие продукты макроорганизмы, среди которых могут быть болезнетворные. Наряду с положительными изменениями при тепловой обработке продуктов могут произойти и уменьшение массы продукта, снижение его сочности, пищевой ценности, разрушение витаминов и ароматических веществ, потери растворимых пищевых веществ.

Различают тепловую обработку основную, комбинированную и вспомогательную.

К основным способам тепловой обработки продуктов относят:

Варку основным способом - продукт полностью погружается в жидкость;

Варку при избыточном (в автоклавах) или пониженном давлении (в вакуум- аппаратах);

Варку на пару - продукт помещают в специальный пароварочный шкаф или на решетку (вкладыш), которую устанавливают в посуду с водой таким образом, чтобы вода не достигала вкладыша, крышку котла плотно закрывают перед началом варки;

Припускание - варку в небольшом количестве жидкости или в собственном соку, когда продукт заливают жидкостью на ¼ объема и нагревают при закрытой крышке: нижняя часть продукта варится в жидкости, а верхняя - на пару.

Жарка - это тепловая обработка продуктов при непосредственном соприкосновении с жиром или без жира при температуре, обеспечивающей образование на поверхности специфической корочки, что является результатом распада органических веществ образованием новых. Различают следующие виды жарки: основным способом; в жарочном шкафу; в большом количестве жира (фритюре); на открытом огне; в поле инфракрасных лучей.

Жарка основным способом - это тепловая обработка с небольшим количеством жира (5-10 % к массе продукта) до образования поджаристой корочки.

Жарка в жарочном шкафу - когда неглубокую посуду смазывают жиром, укладывают на нее продукты и ставят доводить до готовности жарочный шкаф при температуре 150-270 °С до образован поджаристой корочки.

Жарка в большом количестве жира (во фритюре) - продукт полностью погружают в жир с температурой 160-180 ° С. Жира берут в 4-10 раз больше, чем загружаемого продукта.

Жарка на открытом огне - продукт доводят до готовности металлическом стержне (шпажке) или на металлической решетке предварительно смазанной жиром. Стержень или решетку помещают и раскаленными углями или электроспиралями в электрогрилях и жарят.

Жарка в поле инфракрасных лучей (ИК-нагрев) - инфракрасное поле проникает в продукт на большую глубину, время жар сокращается, быстрее образуется поджаристая корочка.

В СВЧ нагрев эффективен при приготовлении вторых блюд. Теп возникает внутри продукта в результате преобразования электрической энергии в тепловую. Продолжительность тепловой обработки продукта в поле тока высокой частоты сокращается в 5-10 раз.

Комбинированные способы тепловой обработки Тушение - припускание в бульоне или соусе продукте предварительно обжаренных с добавлением пряностей и приправ. Запекание - это тепловая обработка продуктов в жарочном шкафу с добавлением соуса, яиц, молока и т. д. до образования поджарист корочки. Во время запекания продукт не переворачивают.

Вспомогательные приемы тепловой обработки Опаливание проводят при сжигании шерсти, волосков (голо! конечности скота, тушки птиц и т. д.), используя газовые горелки.

Бланширование (ошпаривание) - кратковременное (от 1 до 5 мин) воздействие на продукты кипящей воды или острого пара (например, ошпаривание рыбы осетровых пород перед разделкой).

Пассерование - обжарка продуктов с жиром и без него при температуре не выше 120 °С.

Термостатирование - поддержание заданной температуры блюд на раздаче или по доставке к месту потребления.

При тепловой обработке продуктов изменяется их цвет, вкус, запах, масса, пищевая ценность и усвояемость. Это происходит в результате изменения белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных и вкусовых ароматических веществ.

При температуре выше 70 °С происходит коагуляция (свертывание) белков. Длительное нагревание белков приводит к резкому снижению их усвояемости. В связи с этим, продукты, богатые белками, не следует переваривать.

При варке продуктов животного происхождения часть жиров вытапливается, а в процессе кипения жир эмульгирует, распадается на мельчайшие шарики. Варить продукты следует при умеренном кипении, а жир с поверхности периодически удалять. Следует учитывать, что варка при повышенном или пониженном давлении (в вакуум-аппаратах) ухудшает качество и пищевую ценность продуктов, хотя ускоряет процесс доведения до готовности. При варке на пару меньше потери пищевых веществ, поэтому этот способ чаще используют в лечебном питании. Но более полно сохраняются пищевые вещества в продуктах при СВЧ-нагреве, исключается пригорание, улучшаются вкусовые качества приготовляемой пищи.

Жарка в поле ИК-нагрева наиболее полно сохраняет пищевую ценность продуктов, лучше сохраняется их сочность, что позволяет получить продукт высокого качества и высокой пищевой ценности.

При жарке продуктов остальными способами наблюдаются глубокие изменения жира. Так, при температуре 180 °С происходит, распад жира, в результате образуются вещества, ухудшающие вкусовые качества продуктов. Чтобы предупредить изменение жира при жарке продуктов во фритюре необходимо использовать фритюрницы, имеющие холодную зону, где температура жира значительно ниже, и частицы продуктов, попадая туда, не сгорают и не вызывают дымообразования и угара. Для предохранения фритюра от порчи применяют процеживание.

Изменяются в процессе тепловой обработки и углеводы. Так, крахмал с небольшим количеством воды при нагревании до 100 °С клейстеризуется.

Клейстеризация крахмала начинается при температуре 55-60 °С. Сырой крахмал не усваивается организмом человека. При нагревании крахмала выше 110°С без воды происходит его декстринизация, то есть расщепление с образованием растворимых в воде продуктов. Декстринизация происходит и на поверхности выпекаемых изделий.

Сахар (сахароза), содержащийся в плодах, ягодах или добавляем при варке блюд, под действием кислот, имеющихся во фрукт подвергается инверсии, то есть расщепляется до глюкозы и фруктозы которые имеют более сладкий вкус, чем сахароза.

При нагревании сахара выше 140-160 °С образуются при распылении темноокрашенные вещества. Процесс распада сахара называется карамелизацией.

При тепловой обработке протопектин, скрепляющий растительной клетки между собой, под действием высокой температуры переходит пектин, в результате чего растительные продукты размягчаются и хорошо усваиваются организмом человека. Клетчатка при тепло! обработке изменяется незначительно: набухает, становится пористей, более проницаемой для пищеварительных соков.

Витамины претерпевают значительные изменения при тепловой обработке, но жирорастворимые витамины А, Д, Е, К хорошо сохраняются в жирах. Пассирование моркови почти не снижает пищевой и витаминной ценности. Растворенный в жирах каротин моркови переходит в витамин А значительно легче.

Водорастворимые витамины группы В устойчивы при нагревании в кислой среде, а в щелочной и нейтральной среде разрушаются г нагревании на 20-30 %. Витамины РР очень устойчивы при нагревая они частично переходит в отвар.

Значительные изменения при тепловой обработке испытывает витамин С, так как происходит его окисление кислородом воздухом. Разрушение витамина С происходит при варке с открытой крышкой.

Кислая среда помогает сохранить витамин С в овощах и фруктах. Г жарке картофеля основным способом витамин С сохраняется значительно меньше, чем при жарке во фритюре. При варке значительная часть витамина С переходит в отвар. Минеральные вещества при тепловой обработке переходят в отвар и не подвергаются изменениям. Поэтому полезно основе отваров готовить супы и соусы. Существенные изменения в тепловой обработке претерпевают красящие вещества. Хлорофилл зелен листовых овощей при варке под действием кислот разрушаете: образованием буроокрашенных веществ. Антоцианы, содержащиеся в вишне, черной смородине, сливе, устойчивы к тепловой обработке в отличие от пигментов свеклы, которые приобретают при варке бурый цвет, если не создана кислая среда. Мясо при тепловой обработке изменяет окраску с ярко-розовой на серую вследствие изменения гемоглобина. Каротин моркови, томатов устойчив к высоким температурам, поэтому его используют для подкрашивания блюд. Овощи белого цвета при тепловой обработке приобретают кремовый цвет за счет образования флавонов.

Вкус и аромат продуктов зависят от содержания в них экстрактивных веществ. Эти вещества возбуждающе действуют на органы пищеварения, улучшают усвояемость пищи. Мясо и рыба содержат значительное количество экстрактивных веществ, которые при варке переходят в бульон. Поэтому отварные мясо и рыба теряют при тепловой обработке пищевую ценность, вкусовые качества и хуже усваиваются организмом человека. Чтобы сохранить качество продуктов, необходимо правильно выбрать способ и продолжительность тепловой обработки.

2 Особенности питания детей, подростков

Не вызывает сомнения тот факт, что от обеспеченности здоровым питанием зависит не только благополучие отдельных людей, но и общества в целом. Решение этого вопроса в любом государстве является зеркальным отражением жизненного уровня народа,

В России проблема питания остается одной из самых важных как в социально-экономическом, так и медицинском аспекте.

Остаются и в настоящее время приоритетными следующие проблемы в области питания:

1) недостаточное содержание в рационе незаменимых нутриентов: витаминов, макро- и микроэлементов, пищевых волокон, животного белка, растительных жиров;

PAGE_BREAK--

2) разбалансированность рациона по основным пищевым веществам, несоответствие потребляемой энергии - расходуемой; проблема «пустых» калорий, избыточной массы тела и ожирения;

3) алкоголизм и табакокурение;

4) загрязнение продуктов питания ксенобиотиками химического и биологического происхождения; фальсификация пищевых продуктов.

Особую опасность эти проблемы представляют, для детей, подростков, студентов и пожилых людей. Физическое развитие организма детей и подростков, подверженность различным заболеваниям, эмоциональное состояние, настроение имеют прямую зависимость от правильно организованного питания. Организм детей и подростков существенно отличается от организма взрослого человека и имеет свои особенности. Например, основной обмен в детском организме и у подростков происходит в два раза быстрее. Э объясняется интенсивным ростом и развитием организма, что влечет преобладание процессов ассимиляции. Медицинские исследован показывают, что за 10 лет рост детей увеличился в среднем на 40-5 ОI масса тела иногда возрастает более чем на 30 кг. Кроме всего это: организм детей и подростков вынужден тратить намного больше энергии, так как обладает повышенной мышечной активностью.

В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно соответствовать в младшем возрасте 1:1:3 и 1:1:4 - в старшем возрасте. Нужно учитывать и то, что удельный вес продуктов животного происхождения и вес подростков должен быть значительно выше, чем у взрослого человека для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, способное обеспечить пластические процессы и энергозатраты растущего организма с учетом возраста. Энергетическая ценность суточного рационально питания и детей и подростков должна превышать энергетические затраты взрослого человека. Это связано с тем, что часть питательных вещее необходима для обеспечения роста и развития организма.

Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов разработаны Институтом питания АМН.

Особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни, в связи с этим потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (т. е. чем меньше ребенок, тем потребность в пищевых веществах больше).

Новые клетки и ткани у детей и подростков строятся из белка, являющегося основным пластическим материалом, поэтому необходимо обращать особое внимание на его аминокислотный состав.

При недостатке белка в питании детей и подростков замедляет рост, наблюдается изменение костной ткани, умственное отставаяния, снижаются защитные функции организма, нарушается деятельное желез внутренней секреции.

В зависимости от возраста ребенка нормируется суточная потребность в белке: например, на 1 кг массы тела детям в возрасте до 3 лет необходимо получать 4 г белка; 4-6 лет-4-3,5 г белка; 11-13 лет-2,5-2 г белка; 14-17 лет-2-1,5 г белка.

У детей младшего возраста белок животного происхождения должен составлять не менее 65-70 %; школьного - 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. Лучшим продуктом белкового питания, созданным самой природой, по сбалансированности незаменимых аминокислот в детском возрасте является молоко и молочные продукты. Дети до 3-х лет в рационе питания ежедневно должны получать до 600 мл молока, а школьники - не менее 500 мл молока.

Необходимо ежедневно включать в пищевой рацион для детей и подростков продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом: мясо, рыбу, яйца, бобовые.

В роли пластического энергетического материала выступают жиры. Суточная потребность в жире такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе питания должна составлять не менее 30 %. Вместе с жирами в организм детей и подростков поступают полинасыщенные жирные кислоты, фосфатиды и витамины А, Д, Е, крайне необходимые для развития растущего организма. Жиры должны быть представлены в основном в виде следующих продуктов: сливочного масла, сливок, растительного масла. Если суточная норма потребления жиров у детей и подростков постоянно занижена, то заметно снизятся защитные функции организма, сопротивляемость к болезням, замедлится рост.

Потребность в углеводах у детей и подростков также выше, чем у взрослых. Объясняется это их повышенной мышечной активностью. На I кг массы тела человека норма потребления углеводов должна составлять 10-15 г.

Самый лучший источник углеводов - это фрукты, ягоды, соки, сахар, молоко, варенье. На долю Сахаров должно приходиться 25 % от общего количества потребляемых углеводов. Если будут нарушаться принципы сбалансированности и суточной потребности углеводов, то у детей и подростков могут нарушиться обменные процессы, что приводит к ожирению, снижению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.

Большое значение в питании детей и подростков имеют витамины (особенно С, А, Д как факторы роста). Они способствуют правильному развитию и росту, а также сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Невозможно развитие растущего организма детей и подростков без минеральных веществ, которые влияют на процесс роста и формирования тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Суточная потребность в кальции-0,5-1,2 г; в фосфоре-0,4-1,8 г. Детям и подросткам рекомендуется с целью профилактики дефицита солей железа, которые участвуют в кроветворении, включать в рацион питания гематоген. Натрий и калий нормализуют водный обмен, йод -функции щитовидной железы, магний формирует ферментные системы, фтор участвует в построении зубов и т. д. Потребность организма детей и подростков в воде выше, чем у взрослых, и составляет на1 кг массы тела 1-3 лет- 100 мл; 4-6 лет-60 мл; 7-17 лет-50 мл (у взрослых - 40 мл).

Соблюдение режима питания детей и подростков имеет очень большое значение, так как влияет на усвоение пищи растущим организмом. Дети и подростки должны принимать пищу в одни и те же часы не менее 4-х раз в сутки.

Дети должны приучаться к разнообразной пище, полезной для правильного развития организма. Институт питания Российской академии медицинских наук разработал и рекомендует для детей и подростков специальный ассортимент продуктов питания.

3 Питание студентов

По окончании школы вчерашние подростки, поступив в средние и высшие учебные заведения, меняют привычный уклад жизни. Увеличиваются психоэмоциональные нагрузки в сочетании с увеличением поступающей информации, принципиально меняется её форма подачи.

Возникает необходимость самостоятельно распределять свободное время и правильно организовывать подготовку к учебным занятиям, а также режим питания, чтобы не получить заболевания различных органов пищеварения, гипертоническую болезнь, невроз и т. д.

Объясняется это тем, что в организме молодых людей формирование многих физиологических систем не завершено. К ним, в первую очередь, относится нейрогуморальная система, которая очень чувствительна к нарушению сбалансированности пищевых рационов.

Существует прямая зависимость между режимом учебы и режимом питания: учебный материал усваивается слабо, если студенты приступили к занятиям без завтрака.

Особое внимание питанию необходимо уделять в период экзаменационных сессий. Если не будут соблюдаться в этот период принципы сбалансированного питания, то не произойдет мобилизации ряда физиологических систем. В период экзаменационных сессий необходимо увеличение в пищевом рационе студентов продуктов, богатых белками, витаминами, минеральными веществами повышающими защитные функции организма. Прием пищи должен, быть 4-кратным.

Технологическая карта урока № 19

Ф.И.О. учителя : Говоруха О.В.

Класс: 5

Предмет: технология

Количество часов : 1

Тема урока : «Тепловая кулинарная обработка овощей». «Приготовление блюд из овощей»

Цель урока: Формирование знаний обучающихся с приёмами и правилами тепловой кулинарной обработке овощей.

Задачи урока:

1) Ознакомить учащихся с основными видами тепловой обработки овощей.

2) Научить учащихся правильно проводить тепловую обработку овощей и готовить блюда варёных овощей

3) Воспитывать у учащихся интерес к искусству приготовления пищи, аккуратность, организованность, самостоятельность и эстетический вкус, умению бережно и экономно использовать продукты, содержать в порядке рабочее место при приготовлении блюд из варёных овощей.

Тип урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: УМК по технологии учебник 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко; рабочая тетрадь, компьютер, ЦИОР, презентация, плакаты, раздаточный материал.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные - учащиеся узнают о способах тепловой обработки овощей технологией приготовления винегрета, ознакомятся с требованиями к качеству и оформлению готовых блюд из вареных овощей.

Метапредметные (УУД):

- регулятивные – определение технологической последовательности приготовления салата.

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

- познавательные - выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.

Личностные способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства, умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. Момент.

Проверка знаний по теме предыдущего урока.

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию (учебник, тетрадь, ручка, дневник).

Повторение пройденного материала:

1. В чем заключается пищевая ценность овощей и фруктов?

2.Каким образом влияет экология на качество овощей и фруктов?.

3.В чем заключается механическая обработка овощей?

5. Назовите самые распространенные формы нарезки?

6. Рассказать о технологии приготовления салата.

7. Заслушивание сообщений «цинга», «куриная слепота».

Ответы детей.

1. Это основной поставщик жизненно необходимых витаминов, минеральных солей и других питательных веществ.

2. Из-за загрязнения окружающей среды овощи впитывают в себя вредные вещества, такие как нитраты их избыток приводит к отравлению.

3. Перед приготовлением блюда овощи - сортируют, моют, очищают, промывают, нарезают.

4. Держать очищенные овощи в воде не больше 10-15 минут; очищать только перед приготовлением блюда; очищенный картофель надо класть в холодную воду, иначе он потемнеет; посуда для хранения и приготовления овощей должна быть эмалированной или стеклянной.

5. Ломтики, кружочки, брусочки, соломка, кубики.

6. Овощи или фрукты перед приготовлением салата надо перебрать, промыть, нарезать, заправить, перемешать, украсить.

7. Сообщения «цинга», «куриная слепота».

К. развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности.

Продолжим урок. Чтобы определить тему урока предлагаю вам прочитать слова на экране: варка, припускание, бланшировка, жарка, пассировка, тушение, запекание. Слайд 1

1.Что они означают?

2.Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

3.Чему же мы должны научиться на этом уроке, какова его цель?

Тема: «Тепловая кулинарная обработка овощей» Слайд 2

1. Предполагаемые ответы:

(способы приготовления продуктов, кулинарная обработка……)

2. Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему : «Тепловая кулинарная обработка овощей»

Цель урока: Ознакомиться с основными приёмами тепловой обработки овощей и готовить блюда из вареных овощей

3. Записывают тему в тетрадь.

Л.Самоопределение, самоорганизация,

К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Откроем учебник и прочитаем название п.11

Что означают слова «тепловая обработка»?

Тепловая обработка- обработка методом нагрева. Овощи, прошедшие тепловую обработку, полезны так же, как и сырые. Они могут быть основой для салатов и винегретов, гарниром к рыбе и мясу или самостоятельным блюдом.

Рассмотрим приемы тепловой обработки:

Слайд 3 Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров.

Слайд 4 Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка.

Слайд 5 Запекание - жаренье овощей на противнях или сковородах в духовке.

Слайд 6 Тушение - комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности.

Слайд 7 Припускание - варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ.

Слайд 8 Пассирование - легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд.

Слайд 9 Бланширование - быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты.

Приложение

Групповая работа по карточкам

Разгадав правильно названия овощей в кроссворде вы найдете ключевое слово, узнаете название блюда из вареных овощей которое мы будем, готовить на следующем уроке.

1

2

3

4

6

7

8

1.Любимое лакомство кроликов. (Морковь)

2. Любят сок и взрослые и дети. (Помидор)

3. Если лук от 7 недуг, то этот овощ - от 99 болезней. (Чеснок)

4. Самый древний овощ, едят и консервируют его только недозрелым. (Огурец)

5. Как переводится на русский язык фамилия знаменитого римского оратора Цицерона? (Горох)

6. Не любит света, боится холода и носит «мундир». (Картофель)

7. Белый корень, у которого в пищу идут и вершки и корешки. (Петрушка)

8. «Хлеб да ….. лихо не попустят», - так говорили древние славяне. (Капуста)

Правильно это винегрет.

Винегрет – это один из видов салата, который можно приготовить из вареных овощей.

Ознакомимся с рецептом приготовления винегрета (ЦИОР)

Прочитайте текст в учебнике стр.64-65 Приготовление салатов и винегретов из вареных овощей

2. Как определить готовность овощей при варке?

3. От чего зависит форма нареки овощей?

Изучите таблицу на стр. 65 «Технология приготовления салата из вареных овощей.

Запишите последовательность приготовления салата.

Слайд 10 Рассмотрим требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Высказывают предположения на поставленные вопросы. Обратимся к учебнику. Стр. 64.Чтение текста

Высказывают предположения на поставленные вопросы.

Работают в группах

Разгадывают кроссворд

Смотрят, записывают рецепт приготовлении в тетради

Читают, делают пометки

Отвечают на вопросы

1.Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят в посуде с закрытой крышкой.

2. Овощ необходимо проколоть ножом или вилкой; он должен быть мягким.

3. Форма нареки овощей зависит от вида салата.

Изучают таблицу

Определяют и записывают последовательность

П.извлечение необходимой информации из текстов

Р.выполнение пробного учебного действия

К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К- умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Повторим изученный материал:

1. Перечислите способы тепловой обработки овощей?

2. Назовите технологию приготовления салатов из вареных овощей;

3. Назовите требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Отвечают на вопросы

1.Варка, припускание, бланшировка, жарка, пассеровка, тушение, запекание.

2. Овощи-промыть-отварить-охладить-очистить-нарезать-заправить-перемешщать-украсить.

    Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки.

    Блюда должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.

    Украшать блюда нужно перед подачей на стол.

П.анализ, синтез, обобщение, классификация.

К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

Л. Осознание ответственности за общее дело.

5.

Контроль формирования знаний и умений.

Учащиеся заслушивают вопросы, ответы записывают на листочках. Приложение.

Назовите основные приемы тепловой обработки.

1 Обработка овощей в кипящей жидкости или на пару (варка)

2 Обработка овощей в плотно закрытой посуде в небольшом количестве жидкости (припускание)

3 Ошпаривание овощей кипятком или паром (бланширование)

4 Обработка нарезанных овощей на сковороде с добавлением масла до образования румяной корочки (жарение)

5 Обжаривание нарезанных овощей в небольшом количестве жира до полуготовности (пассерование)

6 Обработка предварительно отваренных или обжаренных до полуготовности овощей в небольшом количестве воды или бульона (тушение)

7 Обработка овощей в духовом шкафу сырыми или предварительно отваренными (запекание)

Выставление оценок, аргументация.

Выполняется в парах. Учащиеся меняются листочками (взаимопроверка). За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

П., выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Подведём итог урока.

Что вам понравилось сегодня на уроке?

Что вы запомнили важного и главного для себя?

Что вам могло бы пригодиться в жизни?

На парте лежат смайлики символы вашего настроения, выберите символ вашего настроения и приклейте в свою тетрадь. 

Слайд 14 Домашнее задание - параграф 11, ответить на вопросы параграфа, ищем в Интернете нужную информацию. Распределить и принести готовые продукты для приготовления винегрета.

Повторить ТБ при кулинарных работах.

Спасибо за урок!

Ответы учащихся

П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

К.планирование учебного сотрудничества.